УРОК-«БРЕЙНСТОРМИНГ» (коллективный мозговой штурм) 8 класс
ТЕМА: Пушкин о месте человека в сложных моментах истории.
ЦЕЛИ: 1. Анализируя образную и языковую структуру повести «Капитанская дочка», выяснить отношение автора к событиям пугачевского бунта (гипотеза).
2. Создать (выдвинуть) концепцию «Пушкин о месте человека в сложных моментах истории» (т. о. выявить актуальность позиции автора).
3. Воспитывать умение работать в коллективе, сотрудничать.
Оборудование: 1. Портрет Пушкина, иллюстрации Д. Шмаринова к повести.
2. Дидактический материал: «карточки-информаторы» (основные направления последовательной работы по проблеме). на доске: словарь «брейнсторминг» — коллективный мозговой штурм гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений концепция — система взглядов на что-нибудь.. бункт — стихийное восстание, мятеж. Эпиграфы к уроку: Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный... Молодой человек! Если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и простейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений. А. С. Пушкин. Проблемы, определяющие концепцию: ¾ Как жить в истории? ¾ Что считать нравственным ориентиром? ¾ Чем руководствоваться в смутные периоды истории? Схема работы: Гипотеза Отношение Пушкина к пугачевскому бунту Концепция Пушкин о месте человека в сложных моментах истории Современен ли взгляд Пушкина? КОМПОЗИЦИЯ УРОКА I ЭТАП: Организационный ПОДГОТОВКА ЦЕЛИ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Вступительное слово учителя (план). 1. Расшифровка темы и цели урока. 2. Связь темы чести с пониманием истории и человека в ней. 3. Исторический план — Пугачев. Авторский — Гринев. Выяснив их взаимосвязь, ответим на вопросы — проблемы. II ЭТАП: Выдвижение проблемы Инструктаж: Каждая группа исследует один из аспектов проблемы: выдвигает свою гипотезу. III ЭТАП: Исследование Группы работают по плану. Разные аспекты исследования. Вопросы для исследовательской работы уч-ся получили в качестве домашнего задания, поэтому на уроке они их только обсуждают. Цель их исследования — выдвижение гипотезы об отношении Пушкина к бунту. КАРТОЧКИ-ИНФОРМАТОРЫ ДЛЯ ГРУПП Группа 1. Проблема! Изображение пугачевского восстания в повести. 1. Назвать сцены. 2. Краткое содержание. 3. Какими предстают в этих сценах герои, участники основных событий (Гринев, Швабрин, Савельич, Пугачев, капитан Миронов). 4. Отношение Гринева к происходящему (найти подтверждение в тексте). Гипотеза! 5. Сделать вывод: как через изображение сцен бунта Пушкин передает свое отношение (свою оценку) к пугачевскому восстанию. Группа 2. Проблема! Характер взаимоотношений Гринева и Пугачева. 1. Проанализировать эпизоды «встреч» героев, выделив в тексте слова, характеризующие отношение их друг к другу. 2. В чем причина двойственного характера отношений героев. 3. Кто они: противники или враги. Гипотеза! 4. Сделать вывод: как характер взаимоотношений героев раскрывает позицию автора в отношении к бунту. Группа 3. Проблема! Почему, несмотря на отказ Гринева перейти на сторону повстанцев, Пугачев отпустил его? 1. Мог ли Гринев стать сподвижником Пугачева? Почему? 2. Почему Савельич не встал на сторону Пугачева? Гипотеза! 3. Сделать вывод: чем, по мнению Пушкина, должен руководствоваться человек, когда он попадает в экстремальные обстоятельства. Группа 4. Проблема! Окружение Пугачева (сподвижники, друзья). 1. Назвать героев, представляющих в повести окружение Пугачева. 2. Найти эпизоды, в которых раскрываются черты характера этих героев. 3. Как окружение Пугачева помогает понять противоречивость самого бунта (мотивы, приведшие их к Пугачеву). Гипотеза! 4. Сделать вывод: как через изображение окружения Пугачева Пушкин «высказывает» свое отношение к бунту. IV ЭТАП. Защита исследований. Объявление гипотез. В процессе защиты (по плану, указанному в карточке) возможны дополнения участников других групп. Руководители групп должны записать (кратко) все представленные гипотезы. V ЭТАП. Корректировка общей гипотезы. Обобщение делает учитель. От выяснения отношения Пушкина к изображенным событиям учитель и ученики переходят к созданию концепции. VI ЭТАП. Расшифровка эпиграфов урока. 1) Обсуждение, корректируемое учителем. VII. ЭТАП. Создание концепции. Чтобы сформулировать концепцию, нужно обратить внимание на вопросы, определяющие суть концепции. 1) Обсуждение ответов на эти вопросы: Как жить в истории? Что считать нравственным ориентиром? Чем руководствоваться в смутные периоды истории? 2) Обобщение «наблюдений» и ответов уч-ся делает учитель. VIII ЭТАП. Домашнее задание. Учащимся предлагается написать сочинение-миниатюру на тему: 1) «Современен ли взгляд Пушкина на место человека в смутные моменты истории?» или 2) «Считаете ли вы, что Пушкин прав, утверждая честь как единственный нравственный ориентир для человека! в смутные (переходные) периоды истории?»
|