Меню сайта
Категории раздела
Мини-чат
Наш опрос
Как Вы можете охарактеризовать материально-техническое обеспечение организации, в которой обучает

Всего ответов: 4
Статистика
Минпросвещения запустило горячую линию по вопросам снижения бюрократической нагрузки на педагогов / Минпросвещения России


Телефон доверия



Онлайн всего: 2
Гостей: 1
Пользователей: 1
LVP

Страничка учителя русского языка и литературы Петровских И.М.
12.12.2010, 22:04
УРОК-«БРЕЙНСТОРМИНГ» (коллективный мозговой штурм) 8 класс
ТЕМА: Пушкин о месте человека в сложных моментах истории.
ЦЕЛИ: 1. Анализируя образную и языковую структуру повести «Капитанская дочка», выяснить отношение автора к со­бытиям пугачевского бунта (гипотеза).
2. Создать (выдвинуть) концепцию «Пушкин о месте че­ловека в сложных моментах истории» (т. о. выявить актуальность позиции автора).
3. Воспитывать умение работать в коллективе, сотрудни­чать.
Оборудование: 1. Портрет Пушкина, иллюстрации Д. Шмаринова к по­вести.
2. Дидактический материал: «карточки-информаторы» (основные направления последовательной работы по проблеме). на доске: словарь «брейнсторминг» — коллективный мозговой штурм
гипотеза — научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений
концепция — система взглядов на что-нибудь..
бункт — стихийное восстание, мятеж.
Эпиграфы к уроку: Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный... Молодой человек! Если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и простейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений. А. С. Пушкин. Проблемы, определяющие концепцию: ¾ Как жить в истории? ¾ Что считать нравственным ориентиром? ¾ Чем руководствоваться в смутные периоды истории? Схема работы: Гипотеза
Отношение Пушкина к пугачевскому бунту
Концепция
Пушкин о месте человека в слож­ных моментах истории
Современен ли взгляд Пушкина?
КОМПОЗИЦИЯ УРОКА I ЭТАП: Организационный ПОДГОТОВКА ЦЕЛИ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯ­ТЕЛЬНОСТИ. Вступительное слово учителя (план). 1. Расшифровка темы и цели урока. 2. Связь темы чести с пониманием истории и человека в ней. 3. Исторический план — Пугачев. Авторский — Гринев. Выяснив их взаимосвязь, ответим на вопросы — проблемы. II ЭТАП: Выдвижение проблемы Инструктаж: Каждая группа исследует один из аспектов проблемы: выдвигает свою гипотезу. III ЭТАП: Исследование Группы работают по плану. Разные аспекты исследования. Вопросы для исследовательской работы уч-ся получили в качестве домашнего задания, поэтому на уроке они их только обсуждают. Цель их исследования — выдвижение гипотезы об отно­шении Пушкина к бунту. КАРТОЧКИ-ИНФОРМАТОРЫ ДЛЯ ГРУПП Группа 1. Проблема! Изображение пугачевского восстания в повести. 1. Назвать сцены. 2. Краткое содержание. 3. Какими предстают в этих сценах герои, участники ос­новных событий (Гринев, Швабрин, Савельич, Пугачев, капитан Миронов). 4. Отношение Гринева к происходящему (найти подтвер­ждение в тексте). Гипотеза! 5. Сделать вывод: как через изображение сцен бунта Пушкин передает свое отношение (свою оценку) к пугачевскому восстанию. Группа 2. Проблема! Характер взаимоотношений Гринева и Пугачева. 1. Проанализировать эпизоды «встреч» героев, выделив в тексте слова, характеризующие отношение их друг к другу. 2. В чем причина двойственного характера отношений героев. 3. Кто они: противники или враги. Гипотеза! 4. Сделать вывод: как характер взаимоотношений героев раскрывает пози­цию автора в отношении к бунту. Группа 3. Проблема! Почему, несмотря на отказ Гринева перейти на сторону повстанцев, Пугачев отпустил его? 1. Мог ли Гринев стать сподвижником Пугачева? Почему? 2. Почему Савельич не встал на сторону Пугачева? Гипотеза! 3. Сделать вывод: чем, по мнению Пушкина, должен руководствоваться че­ловек, когда он попадает в экстремальные обстоятельст­ва. Группа 4. Проблема! Окружение Пугачева (сподвижники, друзья). 1. Назвать героев, представляющих в повести окружение Пугачева. 2. Найти эпизоды, в которых раскрываются черты ха­рактера этих героев. 3. Как окружение Пугачева помогает понять противоре­чивость самого бунта (мотивы, приведшие их к Пуга­чеву). Гипотеза! 4. Сделать вывод: как через изображение окружения Пугачева Пушкин «вы­сказывает» свое отношение к бунту. IV ЭТАП. Защита исследований. Объявление гипотез. В процессе защиты (по плану, указанному в карточке) возможны дополнения участников других групп. Руково­дители групп должны записать (кратко) все представлен­ные гипотезы. V ЭТАП. Корректировка общей гипотезы. Обобщение делает учитель. От выяснения отношения Пушкина к изображенным со­бытиям учитель и ученики переходят к созданию концепции. VI ЭТАП. Расшифровка эпиграфов урока. 1) Обсуждение, корректируемое учителем. VII. ЭТАП. Создание концепции. Чтобы сформулировать концепцию, нужно обратить вни­мание на вопросы, определяющие суть концепции. 1) Обсуждение ответов на эти вопросы: Как жить в истории? Что считать нравственным ориентиром? Чем руководствоваться в смутные периоды истории? 2) Обобщение «наблюдений» и ответов уч-ся делает
учитель. VIII ЭТАП. Домашнее задание. Учащимся предлагается написать сочинение-миниатюру на тему: 1) «Современен ли взгляд Пушкина на место человека в
смутные моменты истории?» или 2) «Считаете ли вы, что Пушкин прав, утверждая честь
как единственный нравственный ориентир для человека!
в смутные (переходные) периоды истории?»
 
 
 
Категория: Мои файлы | Добавил: LVP
Просмотров: 1449 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт