Суббота
03.12.2016
22:42

Категории раздела
Мои файлы [16]
Поиск
Наш опрос
Как Вы можете охарактеризовать благоустройство и содержание помещения (чистота, свежесть воздуха, т

Всего ответов: 3
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 
 
Министерство образования и науки Российской Федерации
 
ДЕСЯТОЧКА
Главная » Файлы » Мои файлы

Страничка учителя физики Сафоновой Tатьяны Григорьевны
08.03.2011, 21:46
Методика обучения решению задач части С по физике
(учитель МОУ СОШ № 10 Красноармейского района Сафонова Т.Г.)
Данная методика рассчитана на поэтапное решение задач. Скажу немного о построении изучения нового материала. На первом уроке изучения новой темы показываю ребятам маршрут по теме.
Например, при изучении механики маршрут такой:
1) кинематика
2) динамика
 3) статика
4)законы сохранения в механике
5)механические колебания и волны. Даже при решении простых задач ребята отмечают на какой раздел физики данная задача. Например: «механика, кинематика» С изучением последующих тем привлекаю к решению задачи при решении которых используется знания по 2-ум, 3-ем и более темам. Так подходим к решению задач части С. Например: решение задачи С-1 вариант №23 2007 год: Бруски с массами m и 3m скользят по горизонтальной поверхности доски навстречу друг другу. Скорости брусков перед ударом противоположны и равны 3м/с у каждого. Бруски слипаются и движутся в дальнейшем поступательно. Коэффициент трения скольжения между брусками и доской 0,2. На какое расстояние переместятся слипшиеся бруски к моменту, когда их скорость уменьшится на 40%? Прочитав задачу, ученик предлагает маршрут тем: 1. Бруски ударяются абсолютно неупруго – Законы сохранения в механике, закон сохранения импульса. 2. Бруски движутся равнозамедленно – динамика, 2 закон Ньютона. 3. Определить расстояние – кинематика, равноускоренное движение. Маршрут решения проложен, значит скелет решения задачи готов. Теперь все моменты записываем формулами 1.
2. 3.
После решения задачи проводим «аукцион»
1. Как можно усложнить задачу?
Или 2.Что еще можно определить в данной задаче?
Или 3. Какие ошибки вероятнее всего можно допустить при решении этой задачи?
Или 4.Как еще можно проложить маршрут? Надо заметить, что со временем ребята чаще начинают пользоваться законом сохранения энергии и свободнее решают оценочные задачи. Проведение аукциона играет очень важную роль для развития логического мышления, для более глубокого понимания задач. Высокие оценки получают учащиеся за самую интересную идею и за самое последнее предложение.
Или вот задача С4 вариант №47 2004 год: Фотон, падая на поверхность металла, находящегося в магнитном поле, вырывает электрон, который, двигаясь перпендикулярно линиям магнитной индукции, описывает дугу радиуса 6,1см. Работа выхода электрона из металла 3эВ, индукция магнитного поля 0,1мТл. Какова длина волны фотона? В данном случае маршрут может быть таким: 1.Происходит фотоэффект – квантовая физика, фотоэффект. 2.Электрон движется в магнитном поле – магнетизм, сила Лоренца. 3. Движение по окружности – динамика, 2 закон Ньютона; кинематика, движение по окружности. Решение задачи в этом случае имеет вид. 1. 2. 3.
При таком подходе к решению задач решается несколько проблем:
1. Ребята ориентируются в теории курса физики. Более глубоко понимают физические процессы.
 2. Повторение материала происходит многократно.
3. Бездумное решение задач с помощью подбора формул полностью исключено так как, чтобы составить маршрут ученику необходимо осмыслить задачу.
4. Развивается логическое мышление ребят.
5. Очень хорошо ребята понимают закон сохранение энергии и свободно применяют его для различных разделов физических задач. При проведении «аукционов» ребята контролируют возможные ошибки, одновременно более глубоко понимают задачу, начинают видеть какую абстрактную модель принимаем в данной задаче, и одновременно как будто отдыхают от решения задач.
«Аукцион» создает настроение и необходимый кураж. Вначале обучения на решение задач требуется немного больше времени, но такой метод приводит к хорошему результату.
 
 
 





Исследовательские работы
Категория: Мои файлы | Добавил: LVP
Просмотров: 1253 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]